Поиск по этому блогу

пятница, 1 августа 2014 г.

Форт Bourtange и дамба Афслёйтдейк

Разобрала очередную пачку фоток (штук шестьсот было) - повторы выбросить, откорректировать, просто то, что не нравится выбросить. И это за два дня. Мы снова устроили себе небольшой экстримчик. Мы то пока тут типа по местному катались, а то вдруг позавчера сидим такие утром: а не поехать ли нам.... Но теперь же не общественным транспортом, а на машинке. 
 Я еще осенью писала загодала поехать в форт на Рождество. Ну не получилось на Рождество, но вот таки ж мы доехали сюда (фото естесно не мое - из интернета - аэрофотосъемка):

fort-burtane.jpg

Форт Буртанье (или как еще переводят: Буртанж) - Bourtange. Нереальное рукотворное сооружение тружеников-голландцев. 


Стоит форт почти на границе с Германией. Начали его строить в 1580 году. Периодически достраивали, увеличивали количество "клиньев". Достраивали его до 17 века. А со временем форт стал утрачивать свое оборонительное назначение. Болота вокруг стали высыхать, крестьяне всё больше земель засаживали и в итоге форт превратился в процветающую деревню с маркет-плаац (торговой площадью) в центре . А в 1967 году была начата реконструкция крепости, которая длилась целых 25 лет. Внутри форта остались жилые дома и кроме магазинчиков, ресторанов и музеев мы заглядывали к людям в окна. Кстати некоторые из них продаются. 
Изображение

Изображение

Изображение

Но обо всем по порядку. Собрались мы как обычно, не быстро, выдвинулись из дому после одиннадцати. Настроили навигатор и поехали. Туда за рулем была я, а обратный путь преодолевал мой муж. 260км в одну сторону и 280 обратно (немного изменив путь). Что сказать.. Думаю (вернее мы в процессе обсуждения пришли к такому выводу), что дома мы бы наверное сели и поехали. А тут у нас какой-то ступор. Страшно было выезжать на эти дороги. Не потому что они плохие, а потому что они хорошие. Очень. Сама полоса для машины более узкая чем наша, но их больше. Когда привыкнем, конечно же будем с себя смеяться. А пока... было нереально страшно. И вот как когда только получили права и через полтора месяца рванули в Крым, так же и сейчас: пошли от противного. Чтоб побороть страх - решили сделать невероятное. Просто сели и поехали. Поперек всей Голландии, почти  до самой границы с Германией. Самое страшное было проехать все нереальные развязки вокруг Амстердама. Мало того - они скоростные, ограничение до 110-120-130 км/ч, все летят! И вот по этим развязкам на скорости движения потока машин еще и надо умудриться перестроится не создав аварийной  ситуации. Ужос-ужос. 

Изображение

Изображение

Ну а дальше... спустя немного времени после Амстердама я таки почувствовала то самое 
https://www.youtube.com/watch?v=uK0-SZmQX9Y
Если бы у меня была еще хотя бы одна рука, то я бы фоткала всё подряд, пока мы ехали. А так.. верещала на мужа, чтоб он фотоаппарат достал из сумки и "хоть что-нибудь сфотал". Ну несколько кадров сделал и сказал, что я сама на обратном пути сниму всё, что мне надо. 

Такие телефоны вдоль дорог везде

Изображение

Ну и по пути в форт нам пришла безумная идея: а не остаться ли там с ночевкой. Я читала на официальном сайте о том, что там есть гостиничные номера расположенные в здании бывших казарм. Ну и решено: если будет номер - остаемся. Но. Я ж взяла с собой только детям рубашки на случай если похолодает. Ну а про мыльно-рыльные, про косметику и даже про расческу я и не думала - мы же ехали туда и обратно. Ладно: поглядим. 
Уже когда оставалось совсем немного пути - опаньки... а дорогу ремонтируют и она перекрыта

Изображение

Проехали мы свой поворот.. и навигатор перестроился. Но... пришлось нам ехать "по полям просторным, по лугам не кошенным". Я не знаю: все ли проселочные дороги в Голландии такие, но эти меня поразили. Даже там есть асфальт и разметка. И нет ям. Супер. 

Изображение

Изображение

В-общем доехали. Зашли в здание небольшое - типа информационное. Есть места в гостинице, есть магазинчики (на территории крепости) где можно купить всё необходимое. Показали куда заезжать. А там всё такое ууууузкое: улочки, а заезд на парковку внутри форта так и вовсе между деревьев. Ух.

Изображение

Изображение

вот там между деревьями заезд на парковку

Изображение

Но то фигня. Не, ну правда, это только мы могли такое учудить. Вроде ж нормальные люди, украинцы, ученые жизнью и людьми, не дурные..... В-общем машину мы поставили, пошли купили все необходимое и пошли заселяться. Сейчас про номер расскажу. Но сначала... В-общем в номере муж начинает лихорадочно искать планшет (дети в машине играли, а потом он мне его в сумку положил), а в сумке его нет. Потом немного успокоившись решили, что может в машине в бардачке. Закрыли свой номер и пошли обратно на стоянку - искать планшет. Мы потом так с себя рэготали! Кароч. Планшет благополучно лежат в бардачке, но самое чуднОе - оба окна передних были открыты. Мы их попросту забыли закрыть (в старой нашей машине был автодоводчик - машину на сигнализацию - и окна сами через минуту закрываются, а здесь такого нет и мы      забыли). Это вам не дома. Там бы уже давно че-нибудь из нее стащили бы. А тут стоит и ждет бестолковых хозяев. 

Да, забыла. В магазинчике типа мини-мини-супер-маркета продавец- пожилая такая тетушка. Голландка. И даже на английском не говорила, только на голландском. Ничего, выкрутились. Что-то на пальцах объясняли, а в-основном  дети смогли сказать: что нужно. Но общение получилось очень приятным. 
Номер. Гостиничные номера в форте расположены в здании казармы. Но внутри всё очень уютненько, цивильно. Нам правда предложили единственный имеющийся и спросили: согласны ли мы на такие условия. А мы согласны. Мы не капризные. Кровать большая - дети на ней нормально разместились и канапе - тоже места для нас двоих достаточно. Вот правда интернет...можно сказать отсутствовал. Не, ну что-то там вроде было, но даже скайп не загружался. А мы ж никого не предупредили, что с ночевкой уехали и вечернего созвона не будет. Но ничего пережили. 

Гостиничный комплекс (казармы)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

и даже коврик на полу (очень похож на коврик у моих родителей)

В-общем за всеми нашими передвижениями уже время было около четырех часов дня. Надо было перекусить, а то ж с самого утра не ели. Детей в машине не кормим - их укачивает сразу. И то утром же поели и поехали сразу, так раз пять наверное останавливались по причине "морской болезни". Ну а пока ж ждали заказа

Изображение

я пошла прогуляться по тем трем магазинчикам, которые стоят на торговой площади (мне ж надо было хоть какую-то футболку купить, чтоб было в чем спать). Гуляла я наверное полчаса, насмотрелась на всякие сувенирчики (а хочется ж сразу и всё - я ж сорока), купила себе таки футболку - нормальную, просторную, мужскую, ту, что на диване лежит на фото (мужу понравилась - сказал, что носить потом будет)

Изображение

Изображение

Пришла к своим мужчинам, а там стоят на столе тарелки!!!! ну нереальных размеров. 

Изображение

Ну и конечно же мороженое. Детское. 

Изображение

Изображение

и конечно же кофе по-ирландски

Изображение

А пока мы ели - музеи и магазинчики все закрылись (мы знали, что они до 17.00 работают), но мы не расстроились - у нас было время на погулять спокойно, а музеи можно и завтра посмотреть. Что мы собственно и сделали. Пошли бродить по окрестностям. Как там красиво! А какой воздух! А я представляю как пахнет там в июне - по всему форту посажены липы. 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На "остриях" лучей стоят дозорные башенки

Изображение

А между лучами звезд имеются мостики.

Изображение

Изображение

А на этих мостиках... чтоб вы думали - туалеты. Да, именно туалеты. Чтоб солдаты не уходили с поста и .. не гадили под себя. Ну не могу пропустить такую пикантную подробность.  А "слив", пардон, прямо в реку. Да, я заглянула.. и даже сфотографировала сие чудо. Ну а шо! И естесно нашим детям срочно нупрямщас приспичило в туалет. Вот тот "дождик" на воде - следы преступления. 

Изображение

Гуляли мы, гуляли



Изображение

Изображение

типа "док Хадсон" из мульта "Тачки"

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


и увидели вывеску "мороженое". А заборчик к магазинчику закрыт уже (часов семь уже было). А во дворе возле дома сидят люди за столиком, что-то едят (ну или пьют - не разглядела). И что вы думаете - одна девушка встала и пошла к нам. И о чудо! Услышав от детей такое желанное: айс-крим - она открыла калитку и еще и спросила: там птица летает, но она ручная - не боитесь? Не будет мешать? И всё это с улыбкой, радушно. 
Купили мороженое, потрогали птаху, дали погрызть ей ногти и пошли дальше.

Изображение

Изображение

Мужики кстати у меня какие-то.. невыносливые. Чи то я как собака с цепи срываюсь - мне надо бежать куда угодно, только не домой. В-общем выгуляла я их по окрестностям по полной.

Изображение

Дошли аж до противоположного выхода из форта, а там лошадки пасутся. И вот как-то нам показалось, что ... "семья" там - папа, мама и дитеныш.

Изображение

Ну по крайней мере так выглядели эти три конячки. Ну папу-маму можно было предположить - конь и кобыла, а вот третья конячка была чуток поменьше.  И что интересно. Два каната натянуты по периметру и один из них под напряжением. Совсем немного, если рукой тронуть - просто немного щипает, но лошадь уже ж не пойдет дальше. Как объяснила мне моя Лялюся - эта штука называется электропастух. Там всего 8-12 вольт, но животные уже не пройдут. Она оказывается о таком мечтает (ну и мечты у девушки!)

Вечером на площади пустынно

Изображение

Изображение

Так и закончился наш первый день. Пришли мы домой, дети включили мультика, куда ж без них. А мы ... по-очереди покайфовали в ванной. Да, это в Голландии роскошь. Здесь в домах большая редкость - ванная, в-основном своем большинстве - душ. 


Наутро нас ждал завтрак. Скромненько конечно, дети мои привыкли плотно завтракать. А тут яйца вареные, хлеб разных сортов, джемы, шоколадные замазки всякие, ореховое масло, сыр, ветчина. Но всё-равно натоптались хлебом с шоколадом с утра и пошли ж смотреть музеи.

Изображение

Ну что сказать... если честно я немного большего ожидала от слова "музей".

Изображение

В одном - всего две комнаты "закрытые" стеклом от посетителей - имитация быта тех времен.

Изображение

Второй - более интересный, больше экспонатов, но в нем нельзя фотографировать (висит у входа картинка с перечеркнутым фотоаппаратом). Почему? Не знаю. Но посетители практически все снимали без стеснения. Ну я тоже щелкнула пару кадров "от бедра" - типа висит фотик на шее, а я кнопочку незаметно нажимаю. 
Но то не то. Этот музей даже в два этажа. На втором фото реставрации.

Изображение

Изображение

Вот уж действительно трудяги. Все эти валы - стрелы воссоздали такими как они были когда-то давно. Всё это засадили деревьями, реконструировали здания. А я еще вечером удивлялась: как же так сохранились четкие рельефы "лучей". 
Ну а на первом этаже всё то, что видимо находили здесь, то, чем пользовались люди несколько веков назад. Обувь и пушечные ядра, деревянные полуразрушенные мушкеты и кухонная утварь. Мне понравилось. Детям вроде тоже. 
Еще на территории форта есть синагога и протестантская кирха. Они действующие, на сколько я поняла. Ну по крайней мере явно видно, что там проводят службы (на постаменте проповедника лежал обычный микрофон - вряд ли он часть экспозиции). Но в то же время - они музеи (так они обозначены на карте форта).

На стене синагоги висит памятная стелла - евреи местного муниципалитета, погибшие во время
второй мировой войны.
Изображение

Изображение


А еще на одном из домов висит табличка с благодарностью Первой польской дивизии за освобождение

Изображение

А вот в кирхе я обратила внимание на место отведенное для детей (пока родители молятся)

Изображение

Изображение

Изображение

В отдельном здании показывают "кино". Документальный фильм про форт, про его строительство, про то, как его через несколько веков восстановили. Детям понравилось, ну и нам конечно тоже. 

Посетив все музеи мы решили, что перед тем как уехать домой - нам обязательно надо еще раз поесть мороженного и попить кофе. 

Изображение

А по пути обнаружили магазинчик миниатюр. 
Изображение

Там всё такое.... кукольное, миниатюрное

Изображение

Изображение

Вот вроде и всё мы увидели, всё потрогали. А оказалось - не всё. Уже почти у самого выхода из форта я увидела как из домика женщина выносит рекламный небольшой щит и ... меня туда прямо тянет. И не зря. Магазинчик-мастерская.

Изображение

Изображение

Изображение

Там можно купить украшения ручной работы. А можно даже заплатив вместе с хозяйкой самому выбрать понравившиеся "детали" и самому сделать себе украшение. Правда когда я стала по привычке фотографировать хозяйка сказала, что она против и стала рассказывать, что были случаи, когда люди фотографировали ее работы, а потом делали похожее и выдавали как свои авторские. Мы долго с ней беседовали. Она поняла, что мы таким не собираемся заниматься. Но самое главное, что она стала рассказывать, что она и ее сестра со своим мужем отчисляют часть своих доходов в "дитячу лiкарню" в Украину. Вот только я балда не запомнила в какую. Она даже показывала типа листовки с фото на фоне этой больницы. Ну не могли мы уйти оттуда ничего не купив. А когда я увидела этот браслет - я поняла: это моё

Изображение

Изображение

Чудесный сувенир напоследок. 

Ну и дорога домой. Снова мы немного попетляли из-за ремонта дорог. Но то уже ерунда. Вдоль дороги я увидела стадо пасущихся .... верблюдов. Да, именно двугорбых верблюдов. И хоть фотоаппарат был у меня включен, но стадо было с левой стороны, а скорость очень большая, а я их заметила слишком поздно, так что сфотографировать, увы, не удалось.  
Проехали через город Гронинген

Изображение

Едем дальше и видим...  водный мост над автомобильным и по нему ходят яхты (правда видно только мачты)

Изображение

Ну и путь домой мы немного прокладывали другой. Туда мы как бы объезжали залив снизу по карте, а обратно решили ехать "сверху" - чтоб проехать по дамбе, отделяющей залив от северного моря. 
 Дамба Афслёйтдейк является частью проекта " Зёйдерзее" и считается одним из семи чудес света. Еще более невероятное сооружение рук человеческих. Подумать только. Человек решил потягаться с морем аж в 1918 году. Инженер Корнелис Лили предоставил план проекта "Зёйдерзее" задачей которого было защитить земли Голландии от стихий Северного моря. В 1927 году началось строительство грандиозного сооружения. Дамба протяженностью 32 км, высота 7, 25 м над уровнем моря, ширина дамбы 90 метров. Закончили строительство в 1932 году, в 1933 - открыли движение по ней. С двух сторон дамбы построены шлюзы для судоходства и прокачки воды. А еще, с одной стороны дамбы стоит памятник этому самому Корнелису Лили. И хоть дорога скоростная - крайний правый ряд - для аварийных ситуаций. Ну мы и врубили аварийку, чтоб я таки вылезла на верх насыпи и сфотографировала сие чудо.

Изображение

Изображение


здесь море слева (оттуда мы приехали)

Изображение

а здесь в сторону дома (море справа)

Изображение

Изображение
Домой мы приехали аккурат к ужину. Уставшие, но довольные. И самой поездкой, и местами, которые увидели, и машинкой. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий